«ZhOpA (не)заходит»: калейдоскоп новой нормальности Instagram

Как поговорить о телесности и блогах, оставаясь в рамках академического дискурса? Вероятно придётся лавировать между фривольным OnlyFans и зацензурированным не хуже северокорейского телеканала Youtube. Верно, остаётся не так уж и много вариантов — Instagram, TikTok и Tumblr. И так как мы физически и морально не готовы полтора часа смотреть видео Абрамова, Саевой и Милохина, то решили сконцентрироваться на Instagram, который за 11 лет своего существования мутировал из фотоленты в мультимедиа-платформу, где посты от друзей блекнут на фоне профессионального коммерческого контента — магазинов, блогеров и рекламы, формирующих новую нормальность в лучших традициях Окна Овертона.

Мы рады вновь приветствовать профессора Елену Александровну Островскую с её новой лекцией «ZhOpA (не)заходит»: калейдоскоп новой нормальности Instagram.

Вот краткий анонс:
Всепроникающая медиатизация не только размыла как будто бы четкие границы офлайн-онлайн присутствия жизни. Она сделала проблематичным говорение в рамке академических противопоставлений публичного приватному, нормативного девиантному, традиционного новому, реального воображаемому. Можно, конечно, и дальше верить, что живешь в прежней реальности четких границ дозволенного и табуированного, прекрасного и безобразного, здорового и больного, успешного и провального. Но жить тогда придется в гетто единомышленников, сжавших кулачки в ожидании смерти Instaфана – нового Левиафана, «государства» новой нормальности в пространстве социальных медиа. И пока социолог развешивает объявления о нормативности родной русской речи, граждане-пользователи Instaфана наслаждаются благами эпохи нового Возрождения – возрождения телесности, однозначной и безоговорочной победы низа, конструирования новой нормальности тела и телесной эстетики. В (не)реальном пространстве коммуникаций Instagram возможно все – превращение анорексии и РПП в личный бренд, продвижение собственного бренда одежды с обсценными слоганами Дзена по-русски, марафоны счастья и тела-мечты, челленджи по быстрому съеданию домашнего мусора и пыли. Человек больше не ищет свою неповторимую индивидуальность в бестелесном мире норм и требований офлайна. В сером офлайне лишь принуждение, долженствование, претерпевание. А в Instaфане граждане эпохи возрожденной телесности учатся быть живыми, избавляясь от токсичных родителей, любить и уважать себя, кормить себя, одевать себя, признавать наличие у себя тела и всех его частей. Здесь тело – главный медиатор любой коммуникации. В этом государстве можно выбрать себя любого – гламурного или естественного, медитирующего с любимым гуру-йогом или худеющего в закрытом онлайн клубе анонимных толстяков, бодипозитивного или ведущего дневник своей депрессии, обучающего терапии или пробующему разглядеть в своей особенности огромный магический потенциал.

Давайте поговорим о возвращенной телесности мира Instagram, в котором демонстрация обнаженных ягодиц становится альтруистическим актом стирания запретов и границ. Как рутинные практики Insta-блогеров раздвигают границы дозволенного, превращают лиминальное, маргинальное в высоко востребованное и желанное? Как блогер постепенно становится близким, приватным другом, членом семьи? Почему подписчики просят блогера показать zhопу, рутину, спящего мужа/жену, сделать румтур, рассказать о своих тревогах и антидепрессантах? Какие требования аудитория предъявляет к открытости и откровенности блогеров? Как артикулировать эту возрожденную телесность в языке социологии?

Добавить комментарий