Как там у Маяковского?
***
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
день твой последний приходит, буржуй.
1917
Мы потихонечку завершаем бомбардировку анонсами мероприятий Школы. Сегодня я бы хотел рассказать о предстоящей лекции, которая раскроет с позиций визуальной социологии исторические эпизоды столетней давности, ставшие вследствие прошедших с тех пор событий в некоторой степени экзотическими, смешавшими в себе память и конструкты абсолютно разных эпох — раннего Союза, послевоенной советской модернизации, Перестройки, демократических преобразований и дня сегодняшнего, балансирующего между реабилитацией царизма, памяти о СССР и травмой 1990-х.
Доцент Екатерина Александровна Орех, кандидат социологических наук, предлагает вам принять участие в разговоре о визуальном исследовании плакатной пропаганды: «ВоОБРАЗим своих и определим чужих: как в раннесовесткой плакатной пропаганде конструировали социальные типажи».
Вот краткий анонс предстоящей встречи:
Визуальная пропаганда в плакатах периода Гражданской войны в России – дела давно минувших дней, но вместе с тем этот материал продолжает притягивать к себе внимание, и это неспроста. Мастерство создателей плакатов было порой столь значительно, приёмы привнесения смысловых оттенков столь нетривиальны, а действие пропаганды столь успешно, что коллекции плакатов не теряют актуальность для исследователей, и, спустя столетие, отнюдь не лежат на складах истории.
Придя к власти, большевики активно работали над тем, чтобы установить контроль над сферой общественного дискурса. Декрет о печати и введение цензуры, выразившееся, в частности, в закрытии к августу 1918 г. одного за другим либеральных сатирических журналов, – только одна сторона этого процесса. Другая сторона заключалась в стремлении трансформировать, переопределить ценностные ориентиры, господствовавшие в обществе до начала революционных событий 1917 г. Для этого активно вводилась в оборот новая лексика, изобретались новые образовательные, просветительские практики, изменялись ритуалы, трансформировались старые и конструировались новые визуальные образы, позиционировались новые герои, создавалась новая и переозначивалась былая символика. Вот про формирование и эволюцию образов «своих» и «чужих» в раннесоветский период мы и поговорим.
P.S.
Если в анекдотах о Чапаеве и Петьке поменять персонажей на Рика и Морти, то над ними будет смеяться молодёжь.
ВоОБРАЗим своих и определим чужих: как в раннесовесткой плакатной пропаганде конструировали социальные типажи: 45 комментариев