Лекторы 8 Школы: Иванов Дмитрий Владиславович

В преддверии Школы мы потихоньку начинаем знакомить Вас с лекторами, а также темами грядущих выступлений. Представляем Вашему вниманию анонс занимательной лекции под названием «Поствиртуализация, постглобализация и дополненная современность», которую прочитает д.с.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Владиславович Иванов.

Контраст между возникшей виртуальной реальностью и привычной социальной реальностью был впечатляющим в последние десятилетия, однако сейчас виртуальная реальность образов и коммуникаций перестает быть социальной экзотикой и становится рутиной и обыденностью. Перепроизводство образов и коммуникаций приводит к их обесцениванию, а ценностью все чаще становится физическое присутствие, непосредственный опыт, тактильность, «аналоговость» в противовес «цифре». Новые тренды в потреблении и стиле жизни демонстрируют, что «поворот к реальности» не ослабляет виртуальность, а ведет к социальной жизни в режиме дополненной реальности (augmented reality), в которой интегрируются физические и цифровые, материальные и символические, производственные и потребительские, частные и публичные, модернистские и постмодернистские компоненты человеческого существования. Эти тенденции представляют собой поворот к поствиртуализации: после виртуализации социальной реальности эта реальность не исчезает и не вытесняется, но становится более интенсивной и принимает формы, которые можно охарактеризовать как «дополненную современность» (augmented modernity).

С тенденциями поствиртуализации коррелируют тенденции постглобализации: после глобальных, то есть всеохватывающих трансформаций, происходит не планетарное распространение институтов современного общества, а локализованное замещение привычных для современности структур интенсивными потоками. В таких анклавах глобальности, как Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Москва и т. п., люди живут по-настоящему глобально, то есть соединяя в своей жизни вещи и образы из разных стран и культур, потому что через мегаполисы проходят интенсивные потоки вещей, людей и информации. Транснациональные материальные, символические и человеческие потоки создают и поддерживают насыщенную жизнь, не связанную границами, мобильную и мультикультуральную. Устремляясь в мегаполисы, чтобы попасть в точки доступа к ресурсам, люди из различных условий множественных современностей попадают в дополненную современность.

Основным эффектом тенденций, описываемых здесь как поствиртуализация и постглобализация, становится то, что социальная жизнь в точках доступа к сетям, потокам и к реальности превращается в насыщенное киберфизическим опытом существование в режиме дополненной современности. Во взаимопроникающих реальностях возникают новые солидарности и новые конфликты. Притягивая и генерируя потоки, суперурбанизированные анклавы глобальности, тем самым вызывают «вымывание» человеческих, материальных, символических ресурсов из сообществ, оказавшихся вне транснациональных сетевых и потоковых структур. Интенсивная социальность в насыщенных потоками анклавах дополненной современности контрастирует с упадком социальности во множестве малых городов и в сельской местности, где социальная жизнь может быть охарактеризована как «истощенная современность» (exhausted modernity).

Добавить комментарий