Выдающийся французский антрополог, ученик Клода Леви-Стросса, Филипп Дескола проводил полевые исследования в Амазонии, на границе Эквадора и Перу, у одного из племен индейцев хиваро, ачуаров (1976-1979). Полевой опыт заставил антрополога усомниться в универсальности разделения природы и культуры. Это разделение не имело для ачуаров никакого смысла. Они наделяли растения, животных и духов личностью, интенциональностью, сознанием, памятью, способностью говорить, и общались с ними с помощью заклинаний, во сне или во время шаманского транса. Не люди были полноценными субъектами отношений, обладали той же человечностью, что и люди.
Такой способ идентификации с другим, предполагающий, с одной стороны, общность внутренних свойств, общую человечность людей и не людей, а с другой – различие их материальных воплощений, Ф. Дескола называет анимизмом в противоположность западному натурализму предполагающему универсальную, единую природу и уникальные внутренние свойства человека, проявляющиеся во множестве культур. Впоследствии различие между анимизмом и натурализмом было дополнено другими способами идентификации – тотемизмом и аналогизмом.
Следующем этапом развития теории Ф. Дескола становится антропология фигурации. В книге «Формы видимого» (2021) он пытается показать то, как четыре вышеописанные способа бытия в мире (mondiation) проявляются в изображениях, принадлежащих различным онтологическим архипелагам: индейских масках и костюмах, рисунках на коре австралийских аборигенов, индийской и персидской миниатюре, китайском пейзаже, западноевропейской живописи и множестве других образов, обладающих не только иконичностью, но и агентностью.
Демонстрируя разнообразие способов бытия в мире и присущих им фигураций, антропологический проект Ф. Дескола выполняет важнейшую работу по релятивизации натуралистической онтологии.
Тавровский Александр Владимирович
Ассистент кафедры культурной антропологии и этнической социологии
Онтологический плюрализм и формы видения:антропология Филиппа Дескола: 22 комментария