Актуального художника, работающем в пространстве новой музыки, не интересует «вечное», он больше не работает в рамке «прекрасное — безобразное», как и не стремится к продолжению каких-либо художественных традиций. Актуальное искусство являет себя через гротеск и поэтику безобразного, отказывается от традиционных жанров и конвенций.Вместе с тем, оно конформно социальным изменениям и постоянно конкурирует с самой реальностью за право артикулировать сущность настоящего. Является ли актуальное искусство левым, политическим, протестным? Быть может оно ограничивается акционизмом и перформансом? Или все-таки речь о создании собственного языка рефлексий о социальных изменениях? Поищем ответы на эти вопросы, обратившись к продуктам Новой музыки.
Острые социальные изменения в артикуляции Новой музыки – это исчезновение культуры, ее дегуманизация и деантропологизация. И здесь мы должны говорить, как об объектах концептуального искусства – острых социально-политических проблемах, так и о вовлечении в него технических медийных инноваций. Основные темы дискурса Новой музыки о социальных изменениях можно представить и так:
1. Концепт в качестве товара, а авторский почерк в качестве торговой марки. Концепция аутсорсинга как протест против ситуации социального неравенства в различных странах (творческие стратегии композитора Й. Крайдлера)
2. Звуковая атрибуция субкультур, сюрреалистические образы современной культуры в форматах панк-рока и техно (творческие концепции итальянского композитора Фаусто Ромителли)
3. Провокация и эпатаж как стратегия интервенции художественных практик актуального искусства (Х. Лахенманн, музыкальный акционизм).
4. Концепт экологичности искусства в стратегиях музыкального трэш-арта (творчество композитора Б. Ланга)
6. Музыкальная речь как политический манифест (Концепция Петера Аблингера).
ЛАВРОВА Светлана Витальевна – композитор, член СК России, доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, ученый исследователь по проблематике современного искусства, имеет публикации по философии, эстетике новой музыки. В течение многих лет работает в области современного актуального искусства как практик — композитор , так и теоретик –искусствовед. Разработала теорию концептов новой музыки , обнаруживающую связь с философией постмодерна, а также рядом иных гуманитарных сфер. Авторству Лавровой С.В. принадлежат работы по философии современного искусства и новой музыки в частности. В исследовательском фокусе оказываются проблемы рефлексии современного искусства, а также эпохи Новых медиа.
Подробнее: www.remusik.org/lavrova/
Акт I. Музыка как способ артикуляции социальных изменений. (Лаврова С.В.): 23 комментария