И когда вы подумали, что наша Школа уже достигла своего максимума и круче уже быть не может, мы окончательно преодолели все мыслимые и немыслимые барьеры и где-то из космоса отвечаем вам — может!
В этом году мы рады снова приветствовать Елену Александровну Островскую, профессора кафедры истории и теории социологии СПбГУ. Елена Александровна выступит с лекцией «А что так можно было? Цифровизация религиозных ритуалов в контексте пандемии»
Вот что нас ждёт:
«В большинстве социологических теорий и концепций религии мы обнаруживаем любопытный тезис о причинах религиозного обращения – разрушение привычного порядка, болезнь, сон, смерть, стихийное бедствие. И действительно во всех без исключения крупных религиозных системах содержится артикуляция этих категорий, сложных, запредельных для чувственного восприятия. Пандемия-2019, обрушившая нашу реальность беспечности, безусловно, принадлежит к разряду таких категорий. Она взломала привычный ход вещей и поставила под вопрос устойчивый порядок повседневности. Она стала той рамкой, в которой многие константы привычного порядка изменили сами себе. Каковым был ответ религий в этот раз? Какие ниши онлайн коммуникаций и безопасной зоны цифрового пространства оказались востребованными для религиозного взаимодействия? Стала пандемия-2019 временем медиа-апгрейда или медиа-регресса для последователей различных религиозных традиций?
Религиозный способ познания мира, устоявший вопреки трагедиям XX века, не сломленный атаками адептов мировоззрения секуляризации, легко влился в медиатизированную реальности века XXI. Более того, исследование вопроса позволяет утверждать, что еще на заре 1980-х годов христиане, буддисты, религиозные евреи оказались первопроходцами в деле освоения новых медиа технологий того времени. И в дальнейшем на всех волнах цифровизации они активно осваивали онлайн формат коммуникации, приспосабливая новые медиа технологии под свои конкретные цели. В реальности 2020 года большинство религиозных сообществ, общин, организаций разработали собственные веб-сайты и тематизированные мобильные приложения, имеют свои аккаунты и разнообразные блоги в социальных сетях, их представители активно используют программные обеспечения, мессенджеры и проч. Однако есть одно серьезное «но» – далеко не все религиозные ритуалы и практики возможно вынести в онлайн. И, более того, внутри конкретных религиозных традиций нет консенсуса о легитимности цифровых ритуалов и практик. Давайте на конкретных кейсах рассмотрим и проанализируем, какие стратегии принимали и принимают религиозные организации и индивиды в условиях пандемии-2019, убедившей даже самых яростных противников интернета и новых медиа технологий скрыться в онлайн прибежище. Давайте сравним концепции исследовательского поля «цифровая религия» с реальным ходом вещей. В общем, Вы приглашены к обсуждению!»
Лекторы 10 Школы — Елена Островская: 23 комментария