Новости

Лекторы 10 Школы — Александр Широков и Андрей Корбут

А мы продолжаем…

В рамках 10 Школы выступят:

Александр Широков
PhD-студент Rutgers, The State University of New Jersey, United States
и
Андрей Корбут
Старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов (Департамент социологии), а также старший научный сотрудник Центра фундаментальной социологии НИУ ВШЭ.

https://www.hse.ru/org/persons/9017871https://arzamas.academy/authors/226https://postnauka.ru/themes/a_korbut

Александр и Андрей проведут учебную дата-сессию с коротким фрагментом видеозаписи. Участники узнают о том, как можно анализировать социальные взаимодействия, используя аудио и видео данные.

P.S. Хочется кое-что добавить от себя. Во-первых, Александр Широков наш давний друг — участник 5 Ежегодной социологической школы СПбГУ. Тогда, будучи в команде моего коллеги и куратора Школы — Василия Сергеева, он участвовал в подготовке текста «Открывая чёрный ящик пенициллина» (http://соцшкола-спбгу.рф/files/ZSSH-2015_v07.pdf). С тех пор Александр крайне успешно продвинулся по академической лестнице, продолжая работать на поприще социологии медицины. 25 числа будет опубликован специальный выпуск журнала «Социология науки и технологий» (да-да, где ваш покорный слуга — приглашенный соредактор), в состав которого вошла статья Александра «Сопротивляясь асимметрии во взаимодействии с врачом: как пациенты легитимируют и защищают свои эпистемические претензии». Я полагаю, и это подтверждают рецензенты, что текст Александра — отличный образец качественного социологического исследования, методологические основания которого было бы полезно изучить каждому специалисту.
Андрей Корбут, в свою очередь, читает курсы «Этнометодология и конверсационный анализ», «Социология повседневности» и «Социология искусственного интеллекта» в НИУ ВШЭ, где в 2019 году он был признан лучшим преподавателем. Также нельзя пройти мимо его работ в «Элементарных формах» (http://efpress.ru) — этот титанический и архиважный труд на поприще русскоязычной социологии действительно невозможно переоценить.

Несколько формальностей…

Как совместить учебу и участие в дистанционной Школе? Всё достаточно просто.
Во-первых, на сайте Школы будет опубликована программа лекций с расписанием.
Во-вторых, на сайте же будет опубликован список участников Школы.
Обычно уже этого достаточно для решения всех вопросов с преподавателями и администрацией. Если же сайта недостаточно, то мы не предвидим сложностей с подготовкой подтверждений об участии и сертификатов о прохождении Школы (хотя бюрократия — штука непредсказуемая). Таким образом, Школа 2020 года сохраняет насыщенность предыдущих лет, оставаясь тем же интенсивным научно-образовательным мероприятием, что и раньше. Мы надеемся, что наша программа сможет убедить любого преподавателя в полезности наших начинаний. Так или иначе, в любой непонятной ситуации вы можете связаться с организаторами с помощью электронной почты soc.school.spbu@gmail.com

Лекторы 10 Школы — Екатерина Бороздина

Давайте начнем знакомиться с лекторами предстоящей Школы…

Итак, с лекцией «Медицинская профессия и как её изучать в ситуации пандемии COVID-19» выступит декан факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге, доцент, к.соц.н. Екатерина Бороздина.

https://eusp.org/people/e-borozdina
https://arzamas.academy/authors/718
https://echo.msk.ru/guests/825515-echo/
https://takiedela.ru/author/eborozdina/
https://www.fondpotanin.ru/activity/museums-without-borders/history/ekaterina-borozdina-nash-proekt-vyros-iz-mnogoletnego-sotrudnichestva-s-raznymi-organizatsiyami/

Раз уж мы начали знакомиться с нашими лекторами заранее, то я предлагаю погрузиться в поле исследования Екатерины Бороздиной и её коллег — Дарьи Литвиной (исследователь факультета социологии и философии Европейского университета в СПб) и Анастасии Новкунской (преподаватель программы «Социальные исследования медицины и здоровья» Европейского университета в Санкт-Петербурге).

Интервью «Как российское медицинское сообщество меняется перед лицом пандемии» в программе Чаадаев на Эхо Москвы. На сайте есть и запись, и расшифровка. Полезно послушать и несколько других интервью. Например, «Почему мужчины реже посещают врачей и чаще склонны к практикам, которые негативно влияют на здоровье» с Екатериной Бороздиной и Анной Тёмкиной (профессором факультета социологии и философии Европейского университета в Санкт-Петербурге, членом экспертного совета Всемирной организации здравоохранения).

Кстати, если вас интересуют исследования родовспоможения, семейной политики в Российской Федерации и сопутствующие гендерные вопросы — настоятельно рекомендую ознакомиться с работами Екатерины, Дарьи, Анастасии и их соавторов.

Хотя, скорее всего, вы уже знаете эту исследовательскую группу — невозможно интересоваться вопросами социологии медицины и не читать работы сотрудников программы «Гендерные исследования» ЕУ СПб под руководством Анны Тёмкиной и Елены Здравомысловой.

https://echo.msk.ru/programs/beseda/2642205-echo/

Про дистанционный формат

Я пока что не могу с полной уверенностью сказать, что дистанционный формат Школы в этом году — это исключительно положительный фактор. Всё-таки для многих участников участие в школе было возможностью приехать в Санкт-Петербург (часто впервые), попасть в кампус Смольного монастыря и, разумеется, погрузиться не только в лекционно-семинарскую часть наших интенсивов, но и приобщиться к неформальной стороне университетской жизни Петербурга.

Да, в этом году всё будет несколько иначе…

Тем не менее, дистанционный формат помог нам преодолеть множество очевидных и скрытых барьеров. Мы получили кучу преимуществ: начиная с отсутствия привычных расходов на дорогу и проживание для участников и заканчивая возможностью привлечь к нашему мероприятию преподавателей из других городов, стран и (небольшой спойлер) континентов. Я верю, что в этом году настоящая, интересная и актуальная социология станет доступнее и ближе, классные профессионалы буквально, как это говорили на заре телевидения, «войдут в каждый дом», а продолжающиеся эпидемиологические ограничения, напротив, помогут нам расширить географический охват Школы и разнообразить состав слушателей.

Как и раньше, Школа существует как проект, придуманный студентами для студентов — это наше кредо. В отличие от множества конференций, во главу угла поставлены встречи с профессионалами своего дела, передача актуальных знаний и навыков, а не формальные доклады ради отчётности. Именно поэтому география Школы расширяется год от года, а команда наших лекторов формируется заново под каждую конкретную тему.

Это сложная и кропотливая работа — сотни писем, звонков, встреч. Эта работа продолжается и сейчас… Вместе с нашими лекторами мы придумываем действительно интересные темы для разговоров, обсуждаем форматы взаимодействия со слушателями, решаем технические вопросы.

Программа Школы будет формироваться постепенно. Все принятые решения будут сразу же публиковаться здесь — поэтому очень важно следить за обновлениями группы и сайта.

Школа подразумевает интерактивную работу со всеми слушателями, поэтому обычно мы ограничиваем количество участников диапазоном 40-45 человек. Дистанционный формат этого года не повлияет на интерактив — участников ждут не только лекции, но и групповая работа, дискуссии, вопросы и ответы и т.д.

Для участия в Школе необходимо выполнить отборочное задание, которое, к слову, оценивается по методу тройного слепого рецензирования. Наши эксперты оценивают заявку исключительно на основе эссе — гендер, национальность, расовая и религиозная принадлежность, как и любые другие, не академические факторы не влияют на решение нашей комиссии. Мы рады абсолютно всем слушателям из любой точки мира — надо лишь знать русский язык, иметь базовые знания по социологии или смежным дисциплинам, уважительно относиться к своим коллегам и, разумеется, гореть нашей с вами профессией.

Поэтому, повторюсь, Школа это не «ещё-одна-дистанционная-конференция». Это намного больше. Это идея, в которую мы верим вне зависимости от внешних обстоятельств.

Лекторы 9 Школы — Никифорова Ольга Александровна

А мы, тем временем, завершаем анонс лекций, которые будут проходить в этом году. Итак, последняя по списку, но не по значению (мы вообще не сравниваем наших лекторов — они у нас все восхитительные,) — к.с.н., доцент кафедры экономической социологии факультета Социологии СПбГУ, научный руководитель магистерской программы «Международная социология» — Ольга Александровна Никифорова.

Лекция строится на основе эмпирического исследования, нацеленного на изучение восприятия коррупции. Лектор обратится к социологическому обоснованию феномена бытовой коррупции как устоявшейся практики, к которой прибегают граждане при обращении в государственные учреждения за той или иной услугой. Доклад основан на материалах исследования, где анализируются социально-экономические факторы, способствующие воспроизводству коррупции в обществе, с опорой на идеи конструктивизма и социологические теории социального обмена, справедливости и доверия.

Рассмотрение бытовой коррупции в профессиональных сферах является видимым индикатором недоверия населения к государственным органам, с одной стороны, низкого качества госуслуг, с другой стороны, и воспроизводства социального имиджа чиновника-взяточника, с третьей.

В ходе лекции будут изложены результаты социологического исследования восприятия коррупции жителями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проведенного в 2018 г.

Лекторы 9 Школы — Сергеев Василий Сергеевич

С радостью сообщаем, что в рамках 9 Школы, будет проводиться мастер-класс по академическому письму: «Опубликуйте меня кто-нибудь!» . Данное мероприятие проведёт аспирант кафедры теории и истории социологии факультета Социологии СПбГУ Василий Сергеевич Сергеев.

Писать академические тексты — это навык, который необходимо развивать наряду с социологическим воображением. Хороший текст откроет вам любые двери: от стипендий и грантов до выступлений на конференциях и публикаций в престижных журналах. Вместе мы разберём очевидные и не очевидные трудности, встречающиеся при подготовке научного текста, а так же посмотрим на путь конкретной статьи, прошедшей через все этапы редакционного конвейера.

Лекторы 9 Школы — Дерюгин Павел Петрович

А мы продолжаем анонсы лекций 9-й школы…
Так, в этом году к нашему мероприятию присоединится д.с.н., профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии Павел Петрович Дерюгин.

Павел Петрович расскажет о своём исследовательском проекте, который он с его исследовательской группой проводит уже на протяжении трёх лет:

Сети ценностей между людьми формируют одну из базовых составляющих многообразной жизни общества. При этом стоит отметить, что с точки зрения времени, некоторые ценности могут быть устойчивыми и незыблемыми, а иные — очень подвижными и изменчивыми. Но именно степень сформированности ценностей, их связанности в момент времени определяют деятельность и поведение различных социальных групп. Что отличает ценности молодёжи от ценностей людей старшего поколения? Какие ценностные ориентации преобладают у китайцев и россиян в разных возрастных и социальных группах? Меняются ли они с течением времени?
На эти вопросы мы постарались дать ответ в нашем исследовательском проекте, который мы проводим уже в течение 3-х лет.

Важнейшей особенностью ценностей как объекта социологического исследования выступает их универсальность. Этот факт позволяет использовать сравнительный анализ в изучении ценностей респондентов различных профессиональных групп, различных возрастов, различных этнических и национальных групп.
В качестве основного метода исследования применяется сетевой анализ, в рамках которого ценности рассматриваются как совокупность сетей связей. Благодаря изучению основных параметров сети в исследовании сделаны выводы, какие устойчивые представления сформированы в российском и китайском обществах: каким человеком «следует быть», и какие ценности считаются наименее важными.

Павел Петрович попросил всех вас заполнить анкету (разработанную как раз в рамках проекта о ценностях) — это важная составляющая интерактива на Школе.

Привожу описание с главной страницы:
«Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы проводим исследование, посвященное изучению вопросов личностного развития. Цель настоящей анкеты выявить основные проблемы личностного становления сотрудников в крупных организациях и наметить пути совершенствования этой работы с сотрудниками разных возрастов.

Анкетирование анонимное, без указания имен, фамилий и прочих сведений, позволяющих идентифицировать участника.

Прохождение теста займет у Вас не более 15 минут. В результате Вы определите уровень своей самооценки, а также узнаете, как Вы оцениваете других людей и какие качества при этом учитываете — результаты будут выведены вместе с комментарием в конце тестирования.

Наши обобщенные данные будут представлены виде публикаций в научных и профильных изданиях.

С уважением, исследовательская группа
под руководством профессора кафедры прикладной и отраслевой социологии
Санкт-Петербургского государственного университета
доктора социологических наук Дерюгина Павла Петровича.»

http://xomak.net/soc/group/29/

Лекторы 9 Школы — Островская Елена Александровна

Также, мы рады видеть в рядах наших лекторов д.с.н., профессора кафедры теории и истории социологии СПбГУ — Елену Александровну Островскую, с лекцией «Глубокая медиатизация: мама, где я?».

Попадая на поле теоретической социологии, мы обнаруживаем себя в локусе, где от теорий и подходов некуда вздохнуть и неба ни черта не видно. И, да, социология уже так много всего сказала о социальной реальности, что наверно одной жизни будет мало, чтобы все это постичь. Но реальность по-прежнему энтропийна и развивается по законам и правилам, известным лишь ей одной. Более того, события первых десятилетий XXI века показали, сколь самонадеяна и безнадежно нарциссична наша дисциплинка. Индивид, казалось бы, наконец-то, запертый на ключ в своей комнате интимности, смог выбраться наружу и ринуться создавать коллективы – глобальных номадов, детерриторизированных сообществ, виртуальных партнеров. Индивид опять удрал от матери-ехидны, дряхлеющей в своих старых теоретических платьях от кутюр-социологии. Он/она совершил ошибку – вышел из комнаты и желает выстраивать свою идентичность в транснациональных и медиасетях. Она и он говорят и кричат об ином, не из века XX, в презентациях, инсталляциях актуального музыки и актуального искусства. Долой старую рамку, кодирующую мир по полярностям – красиво-некрасиво! Прощай уютная комнатка приватности и порядка! И пока мама-социология ностальгирует по утраченной утопии понятного будущего, делает свои семиотические, символические и биографические повороты, индивид с индивидкой обмениваются цифровыми нарративами и, ни разу не спросив разрешения, вступают в медиа фигурации. А там, о мама, бардак и безобразие – ни тебе интегрирующей функции подсистем, ни пространства, ни времени. Они дружат с цифровыми платформами, ползают по сайтам, сбиваются в публики-толпы, твитят, ретвитят, бегают фолловерами по блогам. Там дискурс об идентичности коммуницируется транслокально, а хештеги и ссылки приводят в круг историй блогосферы. И пока ты, социология-мать, пугаешь их одиночеством в сети, коварством злого кибер-дядьки, коммодификацией всего и всея, они создают сообщества практиков и расширяют свои горизонты возможного за пределы обветшалой морали ценностей и норм усохших теорий. Ну, может быть, все-таки поговорим об этом?

Давайте поговорим о четырех волнах медиа исследований, породивших дискуссию о медиатизации общества versus медиации всего. Как цифровое повествование и новые медиа технологии опосредуют социально возможную соотнесенность оффлайн и онлайн реальности общества? Какие новые траектории века веб 2.0 открывают нам теории глубокой медиатизации? Мы просто поговорим, это точно не больно!

Лекторы 9 Школы — Сергеева Ольга Вячеславовна

В рамках 9 Социологической школы будет прочитана лекция д.с.н., доцента кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ Сергеевой Ольги Вячеславовны «Геймификация и постгеймификация: что это такое и как с этим жить и работать социологу».

Представьте, что вы решили заняться бегом. Свежий воздух, физическая нагрузка … Современная индустрия дает вам приложение Zombies, Run!, с помощью которого вы не просто тренируетесь, сжигаете калории, но вы убегаете от монстров. Монстры наступают вам на пятки, и вы ускоряетесь. Что это? Это – геймификация.

В лекции будут обсуждаться причины востребованности геймификации или использования элементов игры сегодня; проанализированы примеры геймифицированных процессов; будет рассмотрена социальная критика геймификации. Лектор поставит вопрос о том, чем может являться постгеймификация, и есть ли у нас поводы начать ее исследовать. В заключении акцентируется внимание на перспективах геймификации для техник сбора социологических данных.

Лекторы 9 Школы — Николаенко Георгий Александрович

В лекционный блок Социологической школы
этого года также входит выступление научного сотрудника
Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, выпускника аспирантуры факультета социологии СПбГУ
Николаенко Георгия Александровича.

Глобальная трансформация науки, произошедшая вскоре после окончания Второй мировой войны и, в значительной степени ускоренная в контексте уже Холодной войны, детерминировала процесс, впоследствии названный «Информационным взрывом». Вероятно, некоторые аспекты это процесса знакомы вам благодаря книге Элвина Тоффлера «Шок будущего» (1970), тем не менее, этот феномен стал стартовой точкой для множества исследований и даже научных дисциплин много раньше — как минимум за 10 лет до публикации упомянутой книги.

Так, еще в 1960-х гг. как в США, так и в СССР был поставлен вопрос об организации исследований научной коммуникации, которые должны были бы помочь преодолеть дисфункции науки в условиях информационной перегрузки. Именно в этот момент стали бурно развиваться такие направления, как наукометрия, автоматизация информационных систем и так далее. В начале 1960-х гг. советские специалисты находились в числе пионеров зародившихся направлений наравне с учёными из США. Тем не менее, на сегодняшний день отставание отечественных разработок в этой области научного и прикладного знания очевидна. В рамках данной лекции будут затронуты вопросы из истории социологии науки в США и СССР, вкратце рассмотрен генезис отдельных направлений, а также поднят вопрос о возможных теоретических и методологических средствах изучения современной научной коммуникации.

Лекторы 9 Школы: Малюшкин Роман Вячеславович

Малюшкин Роман Вячеславович, младший специалист-исследователь Центра STS Европейского университета в Санкт-Петербурге, магистр ИТМО (Информационные системы и технологии) проведёт мастер-класс «Верстаем на LaTeX».

Система научного набора текста LaTeX – незаменимый инструмент для составления исследовательских отчетов и создания презентаций. Многие математические и экономические издательства используют эту систему в подготовке своих работ (книг, журналов), а также рекомендуют её авторам, зачастую предлагая готовые шаблоны. 

Мастер-класс «Верстаем на LaTeX» направлен на изучение базовых основ подхода. Во время семинара будет продемонстрирован полный цикл создания многослайдовой презентации, с отражением в ней таких элементов, как: математические формулы, разноразмерные изображения, слайдовая сетка, библиография и др. После проведения урока, слушатели получат знания о том, как самые смелые и непростые идеи оформить в виде профессиональной презентации. 

Для проведения мастер-класса рекомендуется иметь при себе ноутбук. Заранее устанавливать какое-либо программное обеспечение не требуется.

Лекторы 9 Школы: Руденко Николай Иванович

В этом году, к нашей Школе вновь присоединится кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра STS Европейского Университета в Санкт-Петербурге, Николай Руденко.

Его лекция будет называться «Романтическая традиция в социологии и ее ревизия в современных STS»

В 1973 году Элвин Голднер опубликовал статью, где он утверждал, что в социологии наряду с более ее классической версией со статистикой и рациональным познанием социальных фактов, всегда существовало более романтическое направление, которое было нацелено на то, чтобы постулировать культурное разнообразие социальных миров и форм существования. Голднер прослеживает эту иную ветку социологии в работах Маркса, Вебера и Чикагской школы социологии. Спустя 40 лет идеи романтизма в социологии поднимет Джон Ло в своем труде «После метода», где он выстраивает понятие метода, исходя из идеи того, что методы должны быть чувствительными к уникальным и порой не замечаемым отношениями между разными сущностями, людьми, идеями и вещами.

Николай расскажет как социология оказалась в условиях осцилляции между позитивистской индустриальной волной, с одной стороны, и романтическим изобретением понятия культуры. Каким образом эта осцилляция была снова переоткрыта в 1960-70-е гг. в американской и европейской социологии на волне кризиса социологии, каким образом в 1980-е гг. социальные науки попытались изобрести радикальные методы и теории (включая акторно-сетевую теорию) для попыток пересобрать традиционный аппарат социальных наук и как эти попытки продолжаюсь осуществляться в STS сегодня (к примеру, в творчестве Джона Ло).

Николай предложит описание и анализ романтического направления в социологии с акцентом на то, как это направление реализуется сегодня в STS, какие возможности оно дает и какие ограничения приносит. Общая идея лекции состоит в том, что в момент доминирования нового позитивизма с акцентом на больших данных и автоматизированных алгоритмах, романтическая традиция может продемонстрировать альтернативу этим подходам.

Лекторы 9 Школы: Иванов Дмитрий Владиславович

В этом году, друг нашей Школы — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Владиславович Иванов прочтёт лекцию о социальных процессах в контексте постглобализации.

В частности, в рамках лекции будет рассмотрен новый подход к измерению уровня развития для обществ в условиях постглобализации, когда глобализующие жизнь структуры – сети и потоки парадоксальным образом локализованы в суперурбанизированных центрах.

В мегаполисах жизнь людей по-настоящему глобальна – транснациональна, мультикультуральна и мобильна. Суперурбанизированные анклавы глобальности притягивают и генерируют материальные, символические и человеческие потоки, и потому социальная жизнь в них сверхнасыщенная, принимающая форму дополненной современности, контрастирующей с состоянием истощенной современности в малых городах и селах.

Таким образом, перспективы социального развития теперь зависят от числа, размеров и влияния космополитичных мегаполисов.

Кураторы 8 Школы: Бекреев Андрей Дмитриевич

Продолжаем знакомить вас с командой кураторов Школы 2018: Бекреев Андрей Дмитриевич — аналитик, маркетолог, компания «Cindicator». Участвовал и продолжает принимать участие в крупных исследовательских проектах маркетологического и социологического характера для таких компаний, как «Конфидент» (IT – безопасность), «Granat Communications» (маркетинг), «Coruna Branding» (маркетинг).

В рамках школы он расскажет о прикладной стороне социологии, той которая может быть интересна заказчику и которую можно успешно продать. Тема групповой работы и дискуссии – «Гегель, дискурс-анализ, репертуарные решетки Келли и регрессия: зачем это нужно и как это продать?». Как ни странно, многие навыки которыми потенциально может владеть социолог, – от теоретической подготовки до умения считать линейную регрессию – весьма востребованы на рынке маркетологических и брендинговых услуг. Но, разумеется, здесь есть свои нюансы. В среде академических социологов о маркетинге часто можно слышать как о некой «темной стороне социологии». Мы подробнее обсудим эту тему, а также то, что именно хочет покупатель социологических услуг на частном рынке? В чем отличие подобных исследований от академических? В завершение дискуссии будут приведены примеры действенных методов исследования, которые могли бы помочь слушателям на выбранном ими нелегком пути.

Кураторы 8 Школы: Сергеев Василий Сергеевич

Сергеев Василий Сергеевич – магистр социологии (СПбГУ), аспирант кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 2015 году под научным руководством д.ф.н., проф. Резаева А.В. защитил ВКР по теме «Социологический анализ габитуса предпринимательской деятельности»; в 2017 году под научным руководством к.ф.н. Асочакова Ю.В. защитил магистерскую диссертацию по теме «Критический реализм в теоретической социологии».

Тема для групповой работы: «Исследуя медиатизацию: подводные камни и зыбучие пески современной теории». За короткое время теории медиатизации обросли большим количеством новых метафор и подходов. Это привело к повышению входного барьера для новых исследователей. В рамках групповой работы участники улучшат свои навыки по изучению логики медиа как на макро-, так и на микроуровне.

Кураторы 8 Школы: Искандерова Лилия Витальевна

Еще одним куратором нашей Школы станет магистрант СПбГУ по направлению «Социология коммуникаций», бакалавр социологии СПбГУ по направлению «Общая социология» — Искандерова Лилия.

«Дискурс-анализ медицинских форумов»

Роль онлайн-коммуникаций и новых медиа в современном обществе приобретает все большую значимость, распространяясь на новые области деятельности. Электронные сервисы и их использование активно развиваются в сфере здравоохранения: это могут быть сайты медицинских учреждений, сервисы для записи к врачу, медицинские форумы и др. Онлайн-среда в сфере медицины сейчас малоизучена, однако содержание коммуникации в этой среде специфично и представляет ценный информационный ресурс для исследователя. В ходе групповой работы мы сфокусируем внимание на медицинском форуме как ценном источнике социологической информации. Могут быть проанализированы такие социальные феномены, как практики взаимодействия врача и пациента; способы их саморепрезентации, а также сложившиеся образы; способы стигматизации и стереотипизации участников коммуникации, механизмы построения властной иерархии во взаимодействии врача и пациента, и т.д. В качестве одного из методов исследования предлагается использовать критический дискурс-анализ Н. Фэркло.

Кураторы 8 Школы: Блохин Алексей Анатольевич

В этом году одним из кураторов групповой работы станет Блохин Алексей — магистр гендерных исследований (программа «Социальные исследования гендера» Лундского университета, Швеция), бакалавр социологии (СПбГУ). Тема, над которой он предлагает поразмышлять: «Сексуальность в цифровом обществе».

В «Истории сексуальности» французский историк Мишель Фуко показал, что сексуальность представляет собой набор дискурсов и практик, меняющихся со временем, и зависящих от властных отношений в обществе. Во многом, согласно Фуко, сексуальность является порождением и эффектом власти, а растущее производство знания насчет секса, удовольствия и человеческой анатомии не освобождает, а, наоборот, еще больше закрепощает нас и нашу сексуальность. В процессе групповой работы мы поговорим о том, как сексуальность, дискурсы и знания о ней меняются в цифровую эпоху, какие парадигмальные сдвиги происходят в нашем ощущении сексуальности сейчас. 

Групповая работа будет состоять из: 
— текстологического семинара по отрывку из первого тома «Истории сексуальности» Фуко; 
— обсуждения изменений, происходящих с сексуальностью в цифровую эпоху; 
— выработки кейса для небольшого исследования; 
— проведения исследования выбранного кейса в фуколдианской методологии.

Отрывок, с которым следует ознакомиться заранее: М. Фуко «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности». С. 65 — 114 (страницы документа), особенно обратить внимание на С. 73-89 и 110-112.

Лекторы 8 Школы: Богомягкова Елена Сергеевна

Елена Сергеевна Богомягкова, к.с.н., доцент кафедры теории и истории социологии СПбГУ, заместитель председателя оргкомитета Социологической школы СПбГУ прочитает лекцию под названием «“Миссия (не) выполнима”: как студенту выступить на конференции и опубликовать статью научном журнале».

Современные студенты все чаще сталкиваются с необходимостью публикации тезисов, статей, обзоров, а также выступления на конференциях различного уровня. Для кого-то – это способ создать сильное и привлекательное портфолио, чтобы получить возможность для дальнейшего обучения по программам магистратуры. А кто-то стремится начать академическую карьеру и стать частью научного сообщества. С чего начать? Где искать информацию о мероприятиях и конференциях? Как написать текст и выбрать журнал/издание для публикации материала? Как работать с редколлегией? Что делать в случае отказа? Эти и многие другие вопросы волнуют молодых ученых. Несколько простых и полезных советов студенты получат на лекции Е.С. Богомягковой «“Миссия (не) выполнима”: как студенту выступить на конференции и опубликовать статью научном журнале», которая состоится в рамках образовательного форума «Профессия – Социолог».

Лекторы 8 Школы: Царева Анна Владиславовна

 

С лекцией «Трансмедиа: создание «реальных виртуальных миров», новые формы участия аудиторий и сообщества интерпретации» выступит Царева Анна Владиславовна, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат экономических наук.

В многообразии возможностей, представляемых современными медийными технологиями и интернетом, важную роль играет потенциал коммуникативных экспериментов: продвижение технологических и социальных проектов, активное участие в тематических сообществах, апробация новых идей и пр. Одно из перспективных направлений таких экспериментов, активно развивающееся сегодня в сфере медиа-производства, образования, индустрии развлечений, игрового дизайна и проч. – стратегия, получившая в международной практике название «Трансмедиа». Трансмедиа представляет собой особый способ объединения различных технологий коммуникации (печатных, визуальных, цифровых, ивентов и пр.) вокруг единого сюжета, истории, идеи. Интегрируя возможности различных каналов коммуникации, эффективно используя сильные и слабые стороны различных медиатехнологий, принцип трансмедиа позволяет создать на базе того или иного сюжета сложный, отрытый, развивающийся мир, предлагающий аудитории новые формы медийного опыта. В лекции будем обсуждать, что такое трансмедиа в контексте современных технологий, каковы возможности и ограничения ее использования, познакомимся с наиболее яркими международными и отечественными трансмедийными проектами, и попробуем найти ответы на ряд вопросов. Как различные медиаканалы могут участвовать в реализации трансмедийных проектов? В чем особенность трансмедийного нарратива, и каким образом трансмедийные истории вовлекают аудитории? Как аудитории трансмедийных проектов порождают сплоченные творческие сообщества? Каким образом данные сообщества интерактивно участвуют в реализации проектов и выступают в роли коллективных соавторов? 

Лекторы 8 Школы: Кнорре Алексей Викторович

С лекцией «Убийства, наркотики, нейронные сети: нескучная социология права» выступит младший научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, магистр социологии Алексей Викторович Кнорре.  

При словах «криминология» или «социология права» в России часто возникает впечатление отягощенных юриспруденцией дисциплин, которые не могут сказать чего-то нового или захватывающего о преступлениях или правоприменении. Однако криминология, социология права и эмпирические правовые исследования — крайне динамичные дисциплины, которые ставят острые общественные проблемы и отвечают на них с помощью арсенала современных исследовательских методов. В своём рассказе я покажу, как в современной России можно делать такие исследование, как в этом может помочь анализ данных и к каким выводам можно прийти.

Лекторы 8 Школы: Земнухова Лилия Владимировна

Представляем Вашему вниманию следующего лектора — Лилию Земнухову: профессиональный путь она начала на факультете социологии СПбГУ, отличный опыт получила в магистратуре «Шанинки» (МВШСЭН), аспирантуру СИ РАН успешно закончила защитой кандидатской диссертации. Кроме прочего, старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный сотрудник Центра исследований науки и технологий (Центр STS) Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС).

В этом году в рамках её выступления будет затронута как никогда актуальная тема: «Цифровые следы: что с ними делать пользователям и исследователям?». Что мы вообще понимаем про нашу включенность в цифровые базы данных? Кажется, что данные одного пользователя просто затеряются в общем массиве и один отдельно взятый человек не сможет ни на что повлиять. Открытые данные используются в практических, иногда витальных целях: например, фитнес-трекеры позволяют уточнять диагнозы, а фотографии в Instagram помогают предсказать депрессию. Цифровые технологии и цифровые следы учат нас более внимательному отношению к себе как пользователю и развивают более ответственное поведение в очень связанном сетями мире. Однако исследователи науки и технологий всячески подчеркивают: технологии не существуют в вакууме, их развитие — это всегда процесс социальный и культурный. За технологиями всегда стоят реальные действия людей, и чем больше пользователей в этом процессе участвуют, тем больше непредусмотренных последствий будет возникать. Технологии не столько создают что-то новое, сколько отражают уже существующее. То есть моделирование сценариев их использования имеет очень ограниченные возможности.

Лекторы 8 Школы: Крецер Ирина Юрьевна

С лекцией «Вместе тесно, а врозь скучно: солидарность и конфликты в кругу родственников» выступит Крецер Ирина Юрьевна, к.с.н., ассистент кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПбГУ.

В отличие от дружеских отношений, которые воспринимаются как полностью зависящие от наших действий, родственные отношения часто оказываются описаны в логике данности, где фраза «родственников не выбирают» автоматически начинает значить, что и отношения с родственниками находятся вне зоны нашего влияния и очень мало зависят или не зависят вообще от наших усилий. Так ли это на самом деле? Откуда берутся такие представления? Как они влияют на характер наших отношений с родственниками? В рамках лекции мы попробуем найти ответы на эти вопросы. В первой части мы остановимся на ключевой для современных социальных исследований родства дискуссии о социальных и биологических основаниях родственных отношений, а во второй части, опираясь на социально-конструктивистский подход, рассмотрим родственные отношения как непрерывный и волнообразный процесс, где конфликтные и дружественные фазы сменяют друг друга, а сами отношения предстают как результат работы, а не как следствие однажды определенной биологической связи.

Лекторы 8 Школы: Микешин Игорь Михайлович

Впервые в рамках нашей Школы выступит PhD по социальной и культурной антропологии (Хельсинкский университет), ассистент факультета социологии СПбГУ Игорь Михайлович Микешин.

Академическое письмо, то есть написание любых исследовательских и студенческих текстов, это важнейший из навыков, которому, к сожалению, меньше всего учат в системе высшего образования. На лекции под названием «Как писать научные тексты?» мы познакомимся с основами этой дисциплины и на примерах из двух академических традиций, русскоязычной и англоязычной, попробуем найти ответы на следующие вопросы: Зачем ученые, в частности социологи, пишут тексты? Какие они бывают и как отличаются друг от друга? Как написать текст так, чтобы успешно защитить квалификационную работу, опубликовать сильную статью, поступить на образовательную программу, получить финансовую поддержку для исследования? Как выработать свой стиль академического письма? Как бороться со «страхом чистого листа»? Какие основные разделы есть у академического текста и как их структурировать? Как и зачем цитировать других авторов? Какие самые грубые и какие самые распространенные ошибки начинающих и опытных авторов?

Лекторы 8 Школы: Иванов Дмитрий Владиславович

В преддверии Школы мы потихоньку начинаем знакомить Вас с лекторами, а также темами грядущих выступлений. Представляем Вашему вниманию анонс занимательной лекции под названием «Поствиртуализация, постглобализация и дополненная современность», которую прочитает д.с.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Владиславович Иванов.

Контраст между возникшей виртуальной реальностью и привычной социальной реальностью был впечатляющим в последние десятилетия, однако сейчас виртуальная реальность образов и коммуникаций перестает быть социальной экзотикой и становится рутиной и обыденностью. Перепроизводство образов и коммуникаций приводит к их обесцениванию, а ценностью все чаще становится физическое присутствие, непосредственный опыт, тактильность, «аналоговость» в противовес «цифре». Новые тренды в потреблении и стиле жизни демонстрируют, что «поворот к реальности» не ослабляет виртуальность, а ведет к социальной жизни в режиме дополненной реальности (augmented reality), в которой интегрируются физические и цифровые, материальные и символические, производственные и потребительские, частные и публичные, модернистские и постмодернистские компоненты человеческого существования. Эти тенденции представляют собой поворот к поствиртуализации: после виртуализации социальной реальности эта реальность не исчезает и не вытесняется, но становится более интенсивной и принимает формы, которые можно охарактеризовать как «дополненную современность» (augmented modernity).

С тенденциями поствиртуализации коррелируют тенденции постглобализации: после глобальных, то есть всеохватывающих трансформаций, происходит не планетарное распространение институтов современного общества, а локализованное замещение привычных для современности структур интенсивными потоками. В таких анклавах глобальности, как Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Москва и т. п., люди живут по-настоящему глобально, то есть соединяя в своей жизни вещи и образы из разных стран и культур, потому что через мегаполисы проходят интенсивные потоки вещей, людей и информации. Транснациональные материальные, символические и человеческие потоки создают и поддерживают насыщенную жизнь, не связанную границами, мобильную и мультикультуральную. Устремляясь в мегаполисы, чтобы попасть в точки доступа к ресурсам, люди из различных условий множественных современностей попадают в дополненную современность.

Основным эффектом тенденций, описываемых здесь как поствиртуализация и постглобализация, становится то, что социальная жизнь в точках доступа к сетям, потокам и к реальности превращается в насыщенное киберфизическим опытом существование в режиме дополненной современности. Во взаимопроникающих реальностях возникают новые солидарности и новые конфликты. Притягивая и генерируя потоки, суперурбанизированные анклавы глобальности, тем самым вызывают «вымывание» человеческих, материальных, символических ресурсов из сообществ, оказавшихся вне транснациональных сетевых и потоковых структур. Интенсивная социальность в насыщенных потоками анклавах дополненной современности контрастирует с упадком социальности во множестве малых городов и в сельской местности, где социальная жизнь может быть охарактеризована как «истощенная современность» (exhausted modernity).

Лекторы 7 Школы: Богомягкова Елена Сергеевна

Программу Школы 2017 года закрывает к.с.н., доцент факультета социологии СПбГУ и, что немаловажно, Заместитель председателя Программного комитета Социологической школы СПбГУ Елена Сергеевна Богомягкова с лекцией «Социальное vs. биологическое: социальные изменения в условиях технологических вызовов».

Не случайно XXI век называют «веком биологии» или «молекулярным веком, ведь последние десятилетия стали периодом беспрецедентного развития биотехнологий. На лекции мы обсудим, какие новые идентичности и социальные отношения возникают в результате подобных технологических вызовов, а также каким образом трансформируются и раздвигаются традиционные границы между биологическим и социальным (культурным) в объяснении социального неравенства и социальных практик.

 

Лекторы 7 Школы: Ятина Людмила Ивановна

А ведь мы ещё ничего не рассказывали о лекции к.с.н., доцентра факультета социологии СПбГУ Людмилы Ивановны Ятиной «Мода в контексте социальных изменений»!

Современная мода многолика: многочисленные образы, стили, тренды сосуществуют одновременно. Как ориентироваться в таком пространтстве полистилизма? «Быть как все и одновременно отличаться от других»? Современное общество на рубеже 20-21 веков заметно изменилось: социальная структура размывается, социальные институты не стабильны, социальная идентичность подвижна. Как на эти изменения откликается вездесущая мода? и как мода влияет на индивида?. Ответы на поставленные вопросы мы будем искать в ходе лекции, опираясь на примеры из проведенных эмпирических исследований.

 

Лекторы 7 Школы: Русакова Майя Михайловна

Майя Михайловна Русакова прочтёт нам лекцию «Битва за место под солнцем. Современные исследования социальных проблем». Согласно концепции Хилгартнера С. и Боска Ч.Л. все социальные проблемы конкурируют между собой за медийное поле и интерес общества. Далеко не все из них приобретают статус крайне важных и общеизвестных, превращаясь в господствующие темы политического и социального дискурса. Социальные проблемы существуют не в обществе или общественном мнении, а на конкретных публичных «аренах» (исполнительная и законодательная ветви власти, суды, телефильмы, кино, СМИ, книги научные сообщества, религиозные организации, профессиональные общества и т.п), где проблемы обсуждаются, отбираются, формулируются и растут и представляются общественности. (Хилгартнер С., Боск Ч. 1998). Мы рассмотрим как формируется социальный заказ на проведение исследований различных социальных проблем, сложности в выборе методологии, использование результатов исследований при разработке социальных проектов, программ и стратегий.

Майя Михайловна Русакова — кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии факультета социологии СПБГУ, учредитель и директор РОО Стеллит (Региональная общественная организация социальных проектов в сфере благополучия населения), руководитель Центра Социологии Детства СИ РАН. Успешно реализует научную, педагогическую и общественную деятельность. Является членом международных, федеральных и региональных общественных и экспертных советов. Обладатель Президентской премии за достижения в Национальной экономической программе (2008 г.), Премии Российской психологической ассоциации «Золотая Психея» (2012 г.) и др. Область научных интересов:, методика и техника социологического исследования, исследования труднодоступных групп населения, оценка эффективности социальных проектов и программ, социология здоровья, социология детства. Имеет более 60 публикаций в международных и российских научных и периодических изданиях. Эксперт IOM, UNAIDS, UNODC.

Экспозиция «Русская революция 1917 года в исторических документах»

ТОЛЬКО ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СЕДЬМОЙ ШКОЛЫ!

1 НОЯБРЯ

«Русская революция 1917 года в исторических документах».
Куратор – Ломоносова Марина Васильевна.

Посещение историко-документальной экспозиции: «Петроград. Октябрь. 25. К 100-летию Великой Российской революции».
Экспозиция представляет собой уникальный проект, в рамках которого впервые представлено широкой публике свыше 400 документальных свидетельств, отражающих драматический путь, пройденный Россией от февраля к октябрю 1917 года. Отречение императора Николая II, создание Временного правительства, кризисы власти, Государственное совещание в Москве, вооруженное восстание в Петрограде – все эти события оживают в подлинных материалах революционной эпохи.

Благодаря участию в проекте московских и петербургских архивов и музеев, а также Государственного академического Мариинского театра, организаторам удалось достичь редкого сочетания подлинных документов, долгие годы остававшихся недоступными для общественности, и уникальных предметов, несущих отпечаток повседневной жизни столетней давности.

Выставка «Петроград. Октябрь. 25-е» создает образ яркой и трагической революционной эпохи, знакомит общественность с уникальными свидетельствами драматических событий, которые «потрясли мир», и предоставляет поистине бесценный материал для размышлений над их историческими уроками в год столетнего юбилея Великой Российской революции.

Выставочный зал Федеральных государственных архивов в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург, Заневский проспект, 36).

Организаторы выставки:
Федеральное архивное агентство,
Российский государственный исторический архив.
Вход бесплатный, по паспорту.

Акт II. Социальные изменения в фокусе артхаусного кино: «Левиафан» (Островская Е.А.)

В репертуаре социальных трансформаций современной глобальной реальности обнаруживается среди прочего активное вторжение религиозных идеологий на поле публичной политики. Как, впрочем, справедлива и обратная констатация – вовлечение политики в рефлексии о тематиках из сферы компетенций религии. Отзвуками, вторичным эхом и миражом этих обоюдоострых вторжений являются множественные медийные дискурсы о религиозации политики и политизации религии. В фокусе лекции – дискурс-анализ религиозной идеологии, изложенной в формате кинофильма и циркулирующей сквозь различные социальные среды без обязательного носителя. Центральный вопрос рассмотрения – каким образом религиозная идеология вплетается в текстуру современности, становится ей созвучна и даже интертекстуальна? Лектор пройдет вместе с аудиторией тропой дискурс-анализа сквозь чащобы фильма «Левиафан», продемонстрирует некоторые техники работы с кино-нарративом. Не менее интересна и авторская стратегия анализа деконструкции смыслов с целью выявления того скрытого месседжа, который содержит кино текст. О каких социальных изменениях вопиет артхаусное кино? Какие образы будущего с его инновациями оно транслирует? Об этом и многом другом во втором акте лекционного форума.

СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ
__________

ОСТРОВСКАЯ Елена Александровна – доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии факультета социологии СПбГУ, известный ученый, исследователь, имеет публикации в области теории и методологии социологии, социологии религии, буддологии и тибетологии, политики и международных отношений. В течение многих лет работает в поле теоретической социологии, и с качественной стратегией прикладных социологических исследований. Наряду с разработанной ею теорией традиционных религиозных идеологий и концепцией транснациональных коммуникативных сетей религиозных идеологий, Островская Елена Александровна является автором серии публикаций об актуальных секторах подсистемы искусства. Ее авторству принадлежат статьи по социологии искусства, музыки, кино и культуры. В фокусе самого пристального ее внимания – выявление актуальных социальных изменений, новых форм звучания современного мира, новейших идентичностей и консолидаций, движений рефлексии из подсистемы искусства.

Акт I. Музыка как способ артикуляции социальных изменений. (Лаврова С.В.)

Актуального художника, работающем в пространстве новой музыки, не интересует «вечное», он больше не работает в рамке «прекрасное — безобразное», как и не стремится к продолжению каких-либо художественных традиций. Актуальное искусство являет себя через гротеск и поэтику безобразного, отказывается от традиционных жанров и конвенций.Вместе с тем, оно конформно социальным изменениям и постоянно конкурирует с самой реальностью за право артикулировать сущность настоящего. Является ли актуальное искусство левым, политическим, протестным? Быть может оно ограничивается акционизмом и перформансом? Или все-таки речь о создании собственного языка рефлексий о социальных изменениях? Поищем ответы на эти вопросы, обратившись к продуктам Новой музыки.

Острые социальные изменения в артикуляции Новой музыки – это исчезновение культуры, ее дегуманизация и деантропологизация. И здесь мы должны говорить, как об объектах концептуального искусства – острых социально-политических проблемах, так и о вовлечении в него технических медийных инноваций. Основные темы дискурса Новой музыки о социальных изменениях можно представить и так:

1. Концепт в качестве товара, а авторский почерк в качестве торговой марки. Концепция аутсорсинга как протест против ситуации социального неравенства в различных странах (творческие стратегии композитора Й. Крайдлера) 

2. Звуковая атрибуция субкультур, сюрреалистические образы современной культуры в форматах панк-рока и техно (творческие концепции итальянского композитора Фаусто Ромителли) 

3. Провокация и эпатаж как стратегия интервенции художественных практик актуального искусства (Х. Лахенманн, музыкальный акционизм). 

4. Концепт экологичности искусства в стратегиях музыкального трэш-арта (творчество композитора Б. Ланга) 

6. Музыкальная речь как политический манифест (Концепция Петера Аблингера). 

ЛАВРОВА Светлана Витальевна – композитор, член СК России, доктор искусствоведения, проректор по научной работе и развитию Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, ученый исследователь по проблематике современного искусства, имеет публикации по философии, эстетике новой музыки. В течение многих лет работает в области современного актуального искусства как практик — композитор , так и теоретик –искусствовед. Разработала теорию концептов новой музыки , обнаруживающую связь с философией постмодерна, а также рядом иных гуманитарных сфер. Авторству Лавровой С.В. принадлежат работы по философии современного искусства и новой музыки в частности. В исследовательском фокусе оказываются проблемы рефлексии современного искусства, а также эпохи Новых медиа. 
Подробнее: www.remusik.org/lavrova/

Социальные трансформации в множественных рефлексиях искусства

В течение нескольких столетий продолжается социологический марафон рефлексий о социальных изменениях. Его промежуточными финишами становятся новые теории общества. И каждая из них предлагает свою трактовку всего того, что приводит в движение социальные структуры, институты, коммуникации, идентичности и консолидации. Принципиальная инновация социологических теорий и прикладных исследований XXI в. – это поиск, нацеленный на вскрытие содержания, начинки, сущности социальных изменений. С подачи теоретиков второго Модерна мы, наконец, обратились к анализу сути социальных трансформаций, концептуализациям их множественных проектов социальной реальности. Социология одномоментно обнаружила себя в ситуации конкуренции трактовок общества, предлагаемых различными социальными системами, – политикой, экономикой, правом, наукой, религией, искусством и т.д. Современное, созвучное обществу, видение социальных изменений предполагает их трактовку с учетом четырех ключевых инноваций – новые версии рефлексирующей субъективности, новые репертуары ролей и коллективных идентичностей, новый границы и способы их отстройки, новые проекты будущего и политические программы.

В предлагаемом лекционном форуме мы хотим взглянуть на социальные изменения из подсистемы искусства, вглядеться в те удивительные формы и форматы рефлексий об ускользающем настоящем, которые транслируют Новая музыка и артхаусное кино. В фокусе нашего внимания окажутся конкретные продукты актуального искусства, вместе с аудиторией мы пройдем по тонкой грани деконструкции и последующей реконструкции содержания посланий режиссеров и композиторов, их последующей реконтекстуализации и восприятия публикой. Форум включит два акта: в первом речь пойдет о множественных рефлексиях Новой музыки о социальных трансформациях; во втором – о рефлексиях артхаусного кино по теме религия и политика.

Лекторы 7 Школы: Сергеев Василий

Немного оптимизма ожидает нас на лекции магистра социологии (СПбГУ) и аспиранта кафедры теории и истории социологии СПбГУ Василия Сергеева «Современная социологическая теория: эпоха застоя и светлое будущее». В ХХI веке социология столкнулась с очередным вызовом. Этот вызов – будущее. В какой степени современная социологическая теория готова к изучению новых социальных явлений, появление которых опережает темпы ее развития? Готовят ли новых социологов в учебных заведениях к тому, что в настоящее время социальную реальность не достаточно просто «схватить» в своем исследовании, но хорошо было бы еще и «удержать»? Во время лекции мы постараемся ответить на эти вопросы, обратившись к самым истокам проблемы — наукообразующим принципам социологии. 

Лекторы 7 Школы: Хохлова Анисья Михайловна и Пивоваров Александр Михайлович

Представляем Вашему вниманию анонс занимательной лекции под названием «Трансформация профессиональных сообществ в обществе риска (на материалах эмпирических исследований европейских арт-групп)», которую прочитают сразу же два лектора: Хохлова Анисья Михайловна к.с.н., доцент кафедры культуры и коммуникации СПбГУ и Пивоваров Александр Михайлович к.с.н., доцент кафедры культуры и коммуникации СПбГУ.

Данная лекция посвящена анализу значения риска и неопределенности в жизни участников арт-сообществ, объединяющих художников из европейских городов. Опираясь на свои эмпирические данные и используя в качестве аналитической рамки одну из социокультурных моделей риска (концепцию «edgework» С. Линга), авторы проведут параллели между любителями экстремальных практик и профессиональными художниками. Как и экстремалы, художники зачастую рассматривают неопределенность как ценность, а их жизнь связана с многочисленными рисками, порожденными необходимостью удерживать баланс между оригинальностью произведений и их маргинальностью для конвенционального искусства, между свободной творческой самореализацией и коммерциализацией творческого продукта, между соответствием ожиданиям публики и узких групп профессионалов и пр. Авторы продемонстрируют, что членство в арт-сообществах помогает художникам адаптироваться к вызовам современного глобального общества, управлять некоторыми рисками, порождаемыми высококонкурентным рынком актуального искусства, а также более эффективно справляться с финансовой, статусной и карьерной неопределенностью. Однако включение в арт-сообщества оборачивается новыми рисками, о которых авторы приглашают порассуждать участников Школы в формате командных дискуссий и анализа фрагментов нарративов художников.

Лекторы 7 Школы: Ломоносова Марина Васильевна

Ломоносова Марина Васильевна к.с.н., доцент кафедры теории и истории социологии СПбГУ прочитает лекцию под названием
«Революция как фактор социальной справедливости в научном наследии Питирима Сорокина: от «Социологии революции» (1925) к «Американской сексуальной революции» (1956)».
Проблемы социальной справедливости и сама «справедливость», как экзистенциальная ценность, в начале 21 века как на уровне отдельных государств и обществ, так и на уровне глобальной мировой политики являются предметом острых дискуссий и противоречий. Лидеры радикальных социальных и религиозных течений во имя достижения «справедливости» призывают к революциям и реализуют на практике тактику террора. Но наряду с революциями, одним из основных регуляторов социальной справедливости являются реформы. Как социолог, Питирим Сорокин пытается найти ответ на один из краеугольных вопросов социальных наук: возможно ли достижение социальной справедливости методами реформ или только один путь является единственно верным – революционный?
«Русская революция как гигантский успех и чудовищный провал», аргументы этого утверждения ученого представлены им самим на страницах «Листков из русского дневника». «…Мне неловко становится, когда я слышу мнения многих, усматривающих в революции лучшее средство борьбы с нищетой, неравенством, эксплуатацией и другими социальными бедствиями. Такой рецепт столь же разумен, как совет гасить пожар керосином» — к этому выводу пришел Питирим Сорокин на страницах своей «Социологии революции» — социолог, вовлеченный в водоворот революционных потрясений российского общества начала 20 века.
Кроме этого, глобальные вызовы 21 века в области науки и геополитики, стремительно вовлекают всех и каждого в стремительный водоворот трансформаций и потрясений, поэтому работы Питирима Сорокина в рамках социологии революции приобретают особую актуальность, так как он, изучая огромный массив эмпирических данных и исторических фактов, убедительно доказал, что человек и его поведение не сильно изменились со времен античности, меняется лишь форма, но не содержание.

Лекторы 7 Школы: Блохин Алексей

С лекцией «Может ли субальтерн говорить? Введение в постколониальные исследования» выступит Алексей Блохин, бакалавр социологии СПбГУ, студент магистерской программы «Социальные исследования гендера» Лундского университета (Швеция).

Постколониальные исследования – междисциплинарная область, изучающая эффекты и наследство колониализма и империализма. Постколониальные исследования не получили широкого распространения в России и других постсоветских странах, но очень распространены в западной академии, являясь теоретическим основанием многих современных антиколониальных и антирасистских движений, например, «Black Lives Matter» в США. На занятии мы поговорим про колониальную историю, антиколониальный феминизм, переплетение новых форм империализма и позднего капитализма, а также обсудим расизм в России и российской академии.

 

Лекторы 7 Школы: Соколов Михаил Михайлович

С лекцией «Как возможны опросные исследования? О социологах, опрашивающих социологов» нас посетит к.с.н., профессор Факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Михайлович Соколов.

Опросы общественного мнения на протяжении десятилетий представляют собой основной источник данных для социологии. При этом, они сами являются, однако, социологической загадкой. С одной стороны, некоторые их разновидности (напр. предвыборные) несмотря на хорошо известные сбои дают в основном достаточно точные результаты. С другой стороны, из социально-психологических исследований известно, что самоотчеты в целом обладают низкой или нулевой прогностической эффективностью в отношении будущего поведения индивида. В этой лекции будет обсуждаться одно исследование, в ходе которого опрошенными были профессиональные социологи, показывающее, когда опрос может приносить ожидаемые результаты и почему условием, при котором социологи смогут задать респонденту вопросы, ответы на которые они смогут интерпретировать, является не столько понимание социологами того, как мыслит респондент, сколько понимание респондентом того, как мыслят социологи, и понимание социологами, как респондент понимает их. Это небольшая зарисовка может служить введением в изучение двойной контингенции, захватывающей области, в которой встречаются системная теория Лумана, этнометодология и поведенческая теория игр.

Лекторы 7 Школы: Кнорре Алексей Викторович

С лекцией «Убийства и наркотики: как социологу заниматься нескучной криминологией» выступит м.н.с. Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Алексей Кнорре. В рамках лекции Алексей расскажет нам в какие праздники люди начинают убивать друг друга чаще и почему из-за этого нужно больше пить, почему мы не знаем, сколько человек убивают в России каждый год, а также какие наркотики в России чаще всего изымают и почему полиция фальсифицирует наркопреступления. Остросюжетная лекция будет дополнена кучей красивых графиков, множеством занятной статистики и… юмором. В общем, ударим по криминалу статистикой и шуточками!

P.S. Лекция будет особенно интересна тем, кто в своих эссе писал об оторванности социологии от реальных проблем. Кстати, если вежливо попросить, то Алексей сможет рассказать ещё пару историй о том, как социологическое исследование влияет на государственные институты, политику и т.д. (в России!)

Лекторы 7 Школы: Новкунская Анастасия Андреевна

Впервые в рамках нашей Школы выступит PhD-candidate ЕУСПб, сотрудник программы «Гендерные исследования» Европейского Университета в Санкт-Петербурге Анастасия Андреевна Новкунская. На семинаре «(Не)качественная методология: дизайн эмпирического исследования и его ошибки» мы поднимем ряд вопросов, среди которых: как происходит выбор методов эмпирического исследования и каких ошибок в этом процессе стоит избегать? Каким образом выбранная методология влияет на траекторию сбора и анализа данных? Нужен ли социологу предварительный дизайн исследования, каковы его основные элементы и как они соотносятся между собой? В рамках семинара мы обсудим эти и другие вопросы, связанные с работой над эмпирическим проектом.

 

Лекторы 7 Школы: Юкина Ирина Игоревна

В этом году на нашей школе с лекцией «Женское гражданство: 100-лет избирательных прав женщин России» выступит историк и социолог, к.с.н., а также автор книги «Русский феминизм как вызов современности» Ирина Игоревна Юкина (НИУ-ВШЭ).

Понятия «гендерное гражданство», «женское гражданство», «сексуализированное гражданство» с усиливающейся актуальностью обнаруживают старые/новые разломы и проблемы современного гражданства. Обсудив и применив данную теоретическую рамку к фактам отечественной истории борьбы за избирательные права, практически неизвестные неспециалистам, слушатели смогут оценить уровень структурных перемен, произошедших в России с введением женского избирательного права, и, порассуждать о причинах незавершенности проекта русских феминисток.

Лекторы 7 Школы: Земнухова Лилия Владимировна

Рады сообщить, что в этом году у нас вновь выступит к.с.н., старший научный сотрудник Социологического института РАН, научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель Санкт-Петербургской социологической ассоциации Лилия Владимировна Земнухова. В этот раз мы услышим (и увидим) лекцию «Как помирить социальные науки и цифровые технологии», в рамках которой мы поговорим о том, что происходит с социальными науками в связи с поворотом к цифре и наоборот. Более того, мы обсудим изменения в методологии, методах, данных, и узнаем больше о цифровой грамотности.

Лекторы 7 Школы: Иванов Дмитрий Владиславович

Тем временем мы начинаем знакомить вас с лекторами предстоящей Школы. Традиционно, в нашей Школе принимает участие д.с.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Владиславович Иванов. В этот раз Дмитрий Владиславович прочтёт лекцию : «Современные теории социальных изменений: от модернизации к поствиртуализации». В лекции обсуждаются следующие вопросы: чем классические теории развития отличаются от современных теорий изменений, почему устарели концепции модернизации и глобализации, почему сейчас в тренде урбанистика и Big Data, почему анализ социальных изменений нужно начинать не с проблем создания новых технологий, а с проблем ценностей новых поколений.

 

Открытая олимпиада СПбГУ

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в Открытой олимпиаде Санкт-Петербургского государственного университета среди студентов и молодых специалистов.
Более подробная информация о сроках, месте проведения и возможностях для участников и победителей олимпиады содержится в прилагаемых документах.

Будем рады видеть Вас на олимпиаде.

Необходимые файлы:

График олимпиады

Инструкция по регистрации

 

 

 

Лекторы 6 Школы: Марина Васильевна Ломоносова

Лекция: «Архивные методы в современных историко-социологических исследованиях»

Аннотация:

Документы, хранящиеся в архивах, да и сами архивы овеяны ореолом тайны и интриги. О том, что в современной России они открыты для исследователей и обычных граждан, знают многие, но в читальных залах этих учреждений не часто работают социологи и только профессиональные историки обращаются к архивным материалам, как источнику информации, без лишних рассуждений о целесообразности их использования – это часть их профессии.

Развитие любой научной дисциплины и отечественной социологии в том числе невозможно осмыслить без детальной реконструкции истории ее становления.  Казалось бы, в чем здесь проблема? Можно взять любой учебник по истории социологии и прочитать об основных этапах ее становления, представленных в персоналиях и основных теоретических направлениях. Но если проанализировать учебники и научные статьи по истории российской социологии, изданные в конце прошлого века и современные, то можно обнаружить не только возросшее количество фактического материала, но и существенные различия в интерпретациях и трактовках. Поэтому в социологии особое место занимают историко-архивные изыскания, поскольку на современном этапе развития науки исследование в рамках истории социологии, проведенное без привлечения архивных материалов, может оказаться недостаточно объективным.

Историко-социологические исследования требуют особо взвешенного подхода к источникам, как традиционным, так и историографическим. Социологическим методом, позволяющим верифицировать сведения из различных научных работ, является анализ документов.  Важным источником документов для социолога выступают архивы.

Последние десятилетия прошлого века — особый период в истории архивов и самих архивных документов, которые стали не только более доступны исследователям, но и выступили в качестве предмета многочисленных публикаций в исторических, социологических, литературных и других научных и научно-популярных журналах. Появились специальные периодические издания и альманахи, ориентированные на публикации исторических документов из российских исторических архивов, семейных архивов, рукописных отделов музеев и библиотек, частных собраний и других хранилищ. Безусловно, что весь этот массив архивных документов должен включаться в контекст большинства историко-социологических исследований, но это происходит не всегда.

http://rksorokinctr.org/index.php/component/content/article/9-2011-06-23-08-52-45/128-2015-02-20-13-45-45.html

О лекторе:

_xvUYfVDBhg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2006 году под руководством профессора А.О.Бороноева защитила
кандидатскую диссертацию на тему «Социология революции П.А.Сорокина». Автор курсов: «История женского движения», «Социология
П.А.Сорокина». Проходила стажировки в университетах Швеции, Германии и Австрии. Область научных интересов: история социологии, социология образования, гендерные исследования, социология революции, архивные исследования. Член Оргкомитета научно-образовательного семинара «Ежегодная социологическая школа «Современная социологическая методология – от теории к практике».
Имеет множество научных публикаций в научных изданиях.

Cписок участников 6 Ежегодной социологической Школы СПбГУ.

Уважаемые коллеги!

Рады сообщить, что отбор заявок на VI Социологическую школу завершен и мы готовы объявить участников. Хотим особенно подчеркнуть, что уровень всех заявок в этом году был достаточно высоким, а проверку эссе осуществляли 4 эксперта «слепым» способом. К сожалению, мы не можем пригласить всех желающих, однако было принято решение увеличить количество участников до 45 человек.

Несмотря на отбор, мы приглашаем присылать свои статьи в сборник по итогам VI Социологической школы СПбГУ всех желающих и имеющих, что сказать и написать. Сборник будет индексироваться в базе данных РИНЦ (e-library). Варианты предыдущих сборников Вы можете посмотреть на сайте Школы, а к этому моменту мы заканчиваем размещение в РИНЦ сборника статей по итогам V Социологической школы.


  1. Александрова Анастасия Алексеевна (Санкт-Петербург)
  2. Бабичев Михаил Александрович (Москва)
  3. Беспалова Полина Алексеевна (Санкт-Петербург)
  4. Бородина Екатерина Сергеевна (Санкт-Петербург)
  5. Ваневская Полина Николаевна (Санкт-Петербург)
  6. Варнавская Екатерина Николаевна (Москва)
  7. Василенко Елизавета Васильевна (Москва)
  8. Гатилова Ольга Сергеевна (Москва)
  9. Гуревич Мира Всеволодовна (Санкт-Петербург)
  10. Деньдобренко Дарья Андреевна (Санкт-Петербург)
  11. Евменчикова Татьяна Дмитриевна (Петрозаводск)
  12. Ефимова Галина Зиновьевна (Тюмень)
  13. Искандерова Лилия Витальевна (Санкт-Петербург)
  14. Касабуцкая Маргарита Сергеевна (Санкт-Петербург)
  15. Кашпар Вадим Иванович (Гродно, Республика Беларусь)
  16. Кисленко Иван Юрьевич (Москва)
  17. Ковалёв Андрей Викторович (Санкт-Петербург)
  18. Ковтун Екатерина Андреевна (Санкт-Петербург)
  19. Кравченко Ольга Владимировна (Саратов)
  20. Кузнецова Дарина Андреевна (Санкт-Петербург)
  21. Латыпов Ильяс Альбертович (Архангельск)
  22. Маракасова Анастасия Андреевна (Новосибирск)
  23. Морозова Виталия Олеговна (Санкт-Петербург)
  24. Мыльников Михаил Александрович (Самара, Москва)
  25. Нарьян Светлана Кареновна (Москва)
  26. Неделевская Илона Генриховна (Гродно, Республика Беларусь)
  27. Окладникова Елена Алексеевна (Санкт-Петербург)
  28. Орешкина Олеся Сергеевна (Петрозаводск)
  29. Ребров Сергей Александрович (Санкт-Петербург)
  30. Руппель Анастасия Фридриховна (Санкт-Петербург)
  31. Свищёва Екатерина Анатольевна (Архангельск)
  32. Селезнева Татьяна Алексеевна (Тюмень)
  33. Смирнова Анастасия Сергеевна (Москва)
  34. Соловьева Кристина Олеговна (Москва)
  35. Сульжицкий Илья Станиславович (Гродно, Республика Беларусь)
  36. Фатхуллин Юрий Альбертович (Санкт-Петербург)
  37. Федина Мария Борисовна (Москва)
  38. Филиппова Татьяна Ивановна (Санкт-Петербург)
  39. Чантуридзе Отар Вахтангович (Москва)
  40. Чечикова Светлана Васильевна (Новосибирск)
  41. Чувак Надежда Викторовна (Петрозаводск)
  42. Шахов Александр Алексеевич (Москва)
  43. Шеховцева Дарья Михайловна (Самара)
  44. Штабина Алена Викторовна (Новосибирск)
  45. Щеглова Татьяна Александровна (Санкт-Петербург)

Ждем вас в Санкт-Петербурге!

Лекторы 6 Школы: Ольга Юрьевна Бойцова

Лекция: «Анализ любительских фотографий»

Аннотация:
Лекция посвящена анализу любительских фотоснимков с точки зрения социальных наук. Речь пойдет о любительской фотографии ХХ века, но рассматриваемые в лекции вопросы актуальны и для современной съемки с помощью новых гаджетов. Особое внимание в лекции уделяется иконографическому канону любительской фотографии.

О лекторе:


О.Ю. Бойцова – кандидат исторических наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, автор книги «Любительские фото: визуальная культура повседневности».

Лекторы 6 Школы: Георгий Александрович Николаенко

Лекция: «Современный подход к изучению коллективной памяти и культурной травмы»

Аннотация:
Геополитическая обстановка последних лет актуализировала вопросы, связанные с коллективной памятью, коммеморативными практиками и, конечно, с культурными травмами. Однако, классические теоретико-методологические основания изучения феномена коллективной памяти уже достаточно давно утратили свою актуальность. Так, работа Мориса Хальбвакса «Социальные рамки памяти» (1925) продолжает оставаться одной из наиболее популярных концепций, несмотря на то, что была написана в условиях, кардинально отличающихся от современных. Вполне закономерно, что эвристический потенциал каждой концепции имеет свои пределы и концепция Хальбвакса не исключение. Созданная в условиях кардинально иной эпистемы, с учётом множества открытых вопросов, нерешённых в связи с трагической гибелью автора в немецком концлагере,  концепция Хальбвакса уже к концу 40-х годов XX  требовала серьезного переосмысления и модернизации. Именно это и сделала немецкая исследователь Алейда Ассман, о работе которой я и хочу поговорить с вами.

О лекторе:

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Николаенко Г.А. — м.н.с. Центра социолого-науковедческих исследований Санкт-Петербургского филиала института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук, аспирант факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Подробнее…

Лекторы 6 Школы: Катерина Сергеевна Губа

Лекция: «Пять фактов о больших данных в социологии».

Аннотация:
Историю социальных наук можно рассматривать как смену этапов, связанных с характером доминирующих данных. Социология долгое время опиралась на специальные методы сбора данных (массовые обследования, исследования сообществ, опросы). Сейчас начался новый этап, связанный с новыми технологиями производства и сбора больших данных.  Новые данные  предоставили возможность изучать социальное поведение,  доступ к которому раньше был ограничен. Все чаще используется новый лейбл «вычислительная социальная наука» (computational social science), который фиксирует поворот к большим данным. Революция в больших данных затрагивает все науки, однако, именно в социологии она означает не только доступ к новым данным, но и возможно, изменение самого проекта дисциплины. Лекция посвящена обзору существующих дискуссий о применении данных нового типа в социологии. В каких предметных областях применение новых данных действительно означает прорыв? Можем ли мы говорить о «новой» социологии? Если да, то в чем ее принципиальное отличие от социологии XX века? Какие существуют ограничения в том, чтобы использовать большие данные в социологических исследованиях?

О лекторе:

img_64681

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Катерина Губа, к.с.н., младший научный сотрудник НОЦ PAST-центр НИ ТГУ.

Подробнее…

Лекторы 6 Школы: Юрий Георгиевич Рыков

Лекция: «Network science и социальные исследования Интернета»

Аннотация:
Network science — или наука о сетях — относительно новая междисциплинарная парадигма, выросшая из методологии анализа социальных сетей. Как методология сетевой анализ позволяет моделировать данные из разных областей знания в виде матриц и математических графов и открывает дополнительные аналитические перспективы по сравнению с традиционной статистикой. Как междисциплинарная парадигма — претендует на обнаружение универсальных закономерностей в устройстве и функционировании этих сетей.

Использование методов сетевого анализа получило крайне широкое распространение в социальных исследованиях Интернета, где одним из магистральных направлений является изучение онлайн-сообществ и их влияния на разные сферы общественной жизни: политику, индустрию развлечений, здравоохранение, образование и др. Сетевой анализ позволяет узнать, как организованы эти онлайн-сообщества, как ведут себя их участники и какое влияние эти сообщества могут оказывать на своих участников. Эти вопросы тесно переплетены с проблематикой социального капитала и новых форм социального неравенства.

О лекторе:

%d0%b1%d0%b5%d0%b7-%d0%b7%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рыков Юрий Георгиевич — младший научный сотрудник и аспирант Лаборатории Интернет-исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, преподаватель Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

Научные интересы: онлайн (виртуальные) сообщества, социология Интернета, социальное неравенство, социальная стратификация, анализ социальных сетей, теории современного общества.

Подробнее…

Лекторы 6 Школы: Василий Сергеевич Сергеев

Лекция: «Критический реализм как альтернатива классическому социологическому воображению»

Аннотация:

Социология в последние 50 лет регулярно сталкивается с проблемой применения разработанного инструментария для изучения социальной реальности. То, что кажется «актуальными методами», оказывается не в состоянии отразить существующее положение дел. Это происходит, поскольку предполагается, что социолог «следует» за своим объектом исследования и подвергает анализу лишь то, что непосредственно может наблюдать здесь и сейчас. Таковы заветы классического эмпиризма. Однако наш объект отличается от аналога в естественных науках и требует иного подхода к своему изучению. На лекции мы обсудим ограничения, с которыми сталкиваются классические социологические разработки, и их снятие, предлагаемое, в частности, теоретиками направления критического реализма.

О лекторе:

r2ovbwokb80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бакалавр социологии (СПбГУ), магистрант кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. В 2015 году под руководством д.ф.н., проф. Резаева А.В. защитил ВКР по теме «Социологический анализ габитуса предпринимательской деятельности»; в настоящее время под научным руководством к.ф.н. Асочакова Ю.В. ведется работа над магистерской диссертацией по теме «Критический реализм в теоретической социологии». Научные интересы: социология модерна, философия науки, рефлексивная социология, история европейской и российской социологии.