Хайдеггер и Толкиен: две философии, одна модель социологического воображения

Мы заканчиваем публикацию анонсов предстоящих встреч и переходим к формированию расписания. Хотим напомнить, что у вас остаётся 10 часов для подачи заявки на Социологическую школу! Как видите, в этом году у нас очень сильный состав спикеров, так что не стоит упускать такой возможности!

Мы рады приветствовать журналиста и социолога Константина Гаазе, представляющего Московский философский кружок. Встреча «Хайдеггер и Толкиен: две философии, одна модель социологического воображения» затронет крайне интересный аспект социологического теоретизирования и воображения. Каждый из этих авторов интересен и популярен в социологической среде, но объединение обоих в рамках одного разговора — это новый уровень.

Вот краткий анонс:
Вещи, буквально рвущиеся попасть в руки человеку, казалось бы, можно интерпретировать как нечто объединяющее Джона Рональда Роула Толкиена и Мартина Хайдеггера. Но на самом деле их идеи об агентных вещах имеют принципиально разную природу. Говоря языком Толкиена, Хайдеггер утверждает, что все молотки в мире – это молоты Тора, по крайней мере, в потенции. Нужно просто найти свой, то есть правильный молоток. Толкиен, говоря языком Хайддегера, боится подручности, как огня. Есть только один способ заполучить аутентичную вещь, которая не поработит: сделать ее своими руками.

Но если речь пойдет о макросоциологическом видении, о модели социологического воображения, которая приводит в движение народы, расы (в случае Толкиена) и, шире, историю, между Толкиеным и Хайдеггером обнаруживается совсем другое, более глубокое сходство. Оба предпочитают «историцизму» моральную историю, забытый, но постепенно реанимируемый в начале 21 века социологический жанр, описывающий социальный мир как игру регистров добра и зла, порчи и восстановления, восхождения к спонтанной гармонии или обрушения в управляемый хаос. Именно в таком духе я предлагаю прочесть злосчастные «Черные тетради» Хайдеггера и культовую трилогию Толкиена «Властелин колец».

Хайдеггер и Толкиен: две философии, одна модель социологического воображения: 2 комментария

Добавить комментарий