Лекция: «Архивные методы в современных историко-социологических исследованиях»
Аннотация:
Документы, хранящиеся в архивах, да и сами архивы овеяны ореолом тайны и интриги. О том, что в современной России они открыты для исследователей и обычных граждан, знают многие, но в читальных залах этих учреждений не часто работают социологи и только профессиональные историки обращаются к архивным материалам, как источнику информации, без лишних рассуждений о целесообразности их использования – это часть их профессии.
Развитие любой научной дисциплины и отечественной социологии в том числе невозможно осмыслить без детальной реконструкции истории ее становления. Казалось бы, в чем здесь проблема? Можно взять любой учебник по истории социологии и прочитать об основных этапах ее становления, представленных в персоналиях и основных теоретических направлениях. Но если проанализировать учебники и научные статьи по истории российской социологии, изданные в конце прошлого века и современные, то можно обнаружить не только возросшее количество фактического материала, но и существенные различия в интерпретациях и трактовках. Поэтому в социологии особое место занимают историко-архивные изыскания, поскольку на современном этапе развития науки исследование в рамках истории социологии, проведенное без привлечения архивных материалов, может оказаться недостаточно объективным.
Историко-социологические исследования требуют особо взвешенного подхода к источникам, как традиционным, так и историографическим. Социологическим методом, позволяющим верифицировать сведения из различных научных работ, является анализ документов. Важным источником документов для социолога выступают архивы.
Последние десятилетия прошлого века — особый период в истории архивов и самих архивных документов, которые стали не только более доступны исследователям, но и выступили в качестве предмета многочисленных публикаций в исторических, социологических, литературных и других научных и научно-популярных журналах. Появились специальные периодические издания и альманахи, ориентированные на публикации исторических документов из российских исторических архивов, семейных архивов, рукописных отделов музеев и библиотек, частных собраний и других хранилищ. Безусловно, что весь этот массив архивных документов должен включаться в контекст большинства историко-социологических исследований, но это происходит не всегда.
http://rksorokinctr.org/index.php/component/content/article/9-2011-06-23-08-52-45/128-2015-02-20-13-45-45.html
О лекторе:
Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2006 году под руководством профессора А.О.Бороноева защитила
кандидатскую диссертацию на тему «Социология революции П.А.Сорокина». Автор курсов: «История женского движения», «Социология
П.А.Сорокина». Проходила стажировки в университетах Швеции, Германии и Австрии. Область научных интересов: история социологии, социология образования, гендерные исследования, социология революции, архивные исследования. Член Оргкомитета научно-образовательного семинара «Ежегодная социологическая школа «Современная социологическая методология – от теории к практике».
Имеет множество научных публикаций в научных изданиях.
Лекторы 6 Школы: Марина Васильевна Ломоносова: 11 комментариев